Autodesk Revit: Основы

Posted: 2014/05/24 in Обучение
Метки: , , ,

Успех изучения любого программного средства начинается с познания его основ – принципов, понятий, и самое важное логики их происхождения. Основа программы Revit была заложена компанией Charles River Software, созданной в не столь далеком 1997 году русским программистом – Леонидом Райзом (Leonid Raiz), который успешно работал с 1981 года в компании PTC (Parametric Technology Corporation) и прошел путь от менеджера до вице-президента. Идея заключалась в том, чтобы создать для архитекторов программный инструмент с машиностроительными принципами проектирования, которую к сожалению, или даже к лучшему, не поддержали собственники компании PTC.

Реальная разработка Revit началась в 1998 году после присоединения математика Ирвина Юнгреиза (Irwin Jungreis), работающего также в PTC с 1987, и привлечения инвестиций от Atlas Venture и North Bridge Venture Partners. Первая рабочая версия Revit была представлена в 2000 году одновременно с переименованием компании в Revit Technology Corporation, которую в 2002 году за 133 миллиона долларов приобрела компания Autodesk – мировой лидер в области систем автоматизированного проектирования и разработчик AutoCAD. Удачный стартап!

С тех пор Autodesk Revit начал развиваться не только, как инструмент для проектирования архитектуры, но и несущих конструкций, инженерных сетей и коммуникаций, а также интегрироваться с другими программными средствами компании Autodesk и позиционироваться как система Информационного Моделирования Зданий (BIM, Building Information Modeling).

Слайд2Слайд5

Чего же такого особенного в Revit, по сравнению с ближайшими конкурентами, такими как Graphisoft ArchiCAD, Bentley Microstation, Nemetschek Allplan, и что держит меня уже 10 лет? Как минимум в нем нет привычного средства распределения геометрии – Слоев (Layers), вместо которых существует целая иерархия из Категорий, Семейств, Типов и Элементов, а также нескольких методов управления ими.

Категории (Category) – системное распределение данных Autodesk Revit по назначению (Стена, Окно, Оборудование…). В зависимости от использования категории бывают: Моделей, Видов и Оформлений. Обладают индивидуальным набором свойств и параметров, а также условий поведения и взаимодействий. Категории не могут создаваться и редактироваться пользователями.

  • Категории моделей включают в себя как правило трехмерные элементы и условно разделяются на Основы (Стены, Перекрытия, Кровли, Лестницы, Ограждения…) и Компоненты (Двери, Окна, Профили, Оборудование…).
  • Категории оформлений включают в себя как правило двухмерные элементы и условно разделяются на Разбивки (Уровни, Оси, Опорные плоскости, Опорные линии…) и Условные обозначения (Размеры, Текст, Маркировки, Детализация, Линии…).
  • Категории видов включают в себя элементы отображения данных (Планы, Фасады, Разрезы, Узлы, Таблицы) в требуемом масштабе, видимости и графике и т.п.

Посредством Элементов видов создаются и редактируются все Элементы моделей здания в зависимости от настроек отображения, в то время как Элементы оформлений создаются и редактируются только на тех Видах, на которых они были созданы. Исключением являются Элементы разбивки, которые по сути являются трехмерными с присоединенными к ним двухмерными Элементами условных обозначений.

Проведя образное сравнение Категорий с окружающим нас Миром, можно сказать, что Вы в данном случае, являетесь Видами читающие эти строки, исходя из своего места расположения, масштаба восприятия информации, наличного опыта и особенно настроения. Строки, как и Модель – изначально едины и отображаются одинаково, а воспринимаются каждым из Вас по-разному. При чем ваши Мысли, Оформления, известны только Вам и никому более. Я лишь могу о них догадываться… Но ведь Вы меня понимаете, так как обладаете теми же познаниями речи, языков, общепринятых принципов и правил, которые являются едиными и основополагающими для Общества также, как Элементы разбивки для Модели здания. По сути в Revit именно Элементы разбивки являются основами для всех построений, в случае изменения, которых – изменяются все с ними связанны Элементы.

 Слайд7Слайд8

Подкатегории (Subcategory) – распределение данных в пределах Категорий на составляющие (Каркас, Фурнитура, Обозначение…). Каждая Категория имеет собственный системный набор Подкатегорий и могут создаваться пользователями в случае необходимости.

Семейства (Families) – распределение данных внутри Категорий по форме, используемым материалам, производителям и условиям работы (Дверь створчатая, прямоугольная, деревянная…). Семейства бывают:

  • Системные (System families) – создаются и редактируются в диалоговом режиме с жесткими системными ограничениями. Хранятся только внутри файлов Проектов, Шаблонов и Семейств.
  • Загружаемые (Loadable families) – создаются и редактируются при помощи встроенного Редактора путем комбинации элементов геометрии, зависимостей и параметров с более свободными системными ограничениями. Могут хранится как внутри файлов Проектов, Шаблонов и Семейств, так и в виде отдельных файлов на Диске в формате RFA.
  • Местные (In-place families) – создаются и редактируются по месту внутри Проекта при помощи встроенного Редактора путем комбинации элементов геометрии, зависимостей и параметров с возможностями установки геометрических зависимостей с элементами Проекта.
  • Адаптивные (Adaptive families) – являются разновидностью Загружаемых и Местных семейств, создаваемых при помощи обновленного Редактора с возможностью использования адаптивных геометрических зависимостей.
  • Вложенные (Nested families) – Загружаемые семейства, которые используются внутри других Семейств с возможностью установки зависимостей, но без учета в спецификациях.
  • Общие (Shared families) – Вложенные семейства с возможностью учета в таблицах и спецификациях.

Почему возникло это разделение Семейств? Представьте строительную площадку, на которой изначально по-месту делают разбивку здания и роют котлован. После начинают возводить фундаменты, стены. Например, стены как правило возводят из кирпичей, блоков непосредственно на строительной площадке – это также, как Системные семейства стен создаются и хранятся только в Проектах. А вот двери изготовили заводе, фабрике и привезли в готовом виде на площадку для монтажа также, как Загружаемые семейства дверей создали в отдельном редакторе, сохарнили в Библиотеке и загрузили в Проект для последующего размещения. Очень логично, но есть исключения. Например, монолитные несущие колонны и балки являются Загружамыми семействами, которые возводят непосредсвенно на строительной площадке. Соответственно они должны были бы быть Системными, но если взять все разновидности колонн и балок – сборных, деревьяных, металлических, то они по большей степени изготовленны вне строительной площадки.

 Слайд10Слайд11

Типы (Types) – распределение данных внутри Семейств в зависимости от установленных свойств и параметров (Дверь 2100х900, 2400х1200…).

Каталоги типов (Types catalog) – последовательный набор данных типов Загружаемых семейств в формате TXT с идентичным наименованием файлов.

Элементы (Instances) – конечные экземпляры данных используемые в проектах с индивидуальными свойствами и параметрами по расположению и отношению к тем или иным данным, в том числе методов управления ими: Стадиям, Вариантам, Группам, Сборкам и Наборам.

Слайд12Слайд14

В Revit, как в шахматах есть своя гармония взаимодействий. Поначалу, как только начинаем в них играть, обычно ставим себе цель – научиться, после – не проиграть, далее – выиграть, и в итоге достичь абсолютного мастерства – поставить мат за определенное время и количество ходов. Есть Проект – как шахматная доска, есть фигуры — как Элементы, и есть средства управления ими, которые определяют всю Стратегию и Тактику игры.

Мы постоянно находимся в промежутке времени между Прошлым и Будущем, а именно в Настоящем. И вот как сегодня, именно сейчас его проживем, таким и вспомним в Будущем, но уже как о Прошлом. И не стоит думать сегодня о Прошлом, каким оно исторически было или могло быть, а стоит думать о Будущем, каким оно будет и самое главное, на которое мы еще можем повлиять. Ведь Время, а не Деньги – самое ценное, что у нас есть и то, чем мы должны учиться управлять. За Деньги нельзя купить Время, а за Время – можно их заработать.

Стадии (Phases) – распределение Элементов во времени для поэтапного проектирования существующих и новых объектов. В зависимости от начальной и конечной стадии, Элементы занимаются следующие состояния относительно Стадии текущего вида:

  • Существующие (Existing) – элементы, созданные на предыдущих стадиях.
  • Снесенные (Demolished) – Существующие элементы снесенные на текущей стадии.
  • Новые (New) – элементы созданные на текущей стадии.
  • Временные (Temporary) – Новые элементы снесенные на текущей стадии.

Таким образом, в Revit мы можем свободно путешествовать во Времени – планировать Будущее и вносить изменения в любой момент Прошлого, работать и отображать на Видах необходимое нам состояние Настоящего. Это обеспечивается отдельными параметрами Стадий возведения и сноса в свойствах Элементов, а также в свойствах Видов параметрами отношения к стадии и фильтра переопределения графики.

Слайд15Слайд18

Изначально, этот инструмент управления предназначен для создания проектов реконструкции зданий и сооружений, но превосходно может применяться и в обычном проектировании особенно для внесения изменений в ходе строительства, а также после него.

Но любое Время, любое Настоящее может иметь свои Варианты. Вот сейчас читаете эти строки, вдумываетесь в каждое слово, его значение и смысл, перечитываете по нескольку раз… а может и нет. Может совсем наоборот, бегло просмотрели через абзац и отложили на потом… Смею предположить, что в лучшем случае изложенные знания принесут свою пользу, с той лишь разницей – кому раньше, а кому позже. В жизни мы постоянно предстаем перед выбором требующего от нас принятия однозначного решения, которое определит Вариант хода дальнейших событий – нашего, и не только нашего, Будущего. При этом мы изначально можем только предположить степень правильности выбора или нет – окончательные выводы сделаем только со временем и никак не сможем вернуть все в спять, чтобы прожить иной Вариант событий. Так устроена наша действительность, но только не в Revit :).

В ходе проектировании в любой момент Времени, если возникает даже малейшее сомнение по принятию того или иного решения – Да или Нет, можно создать Вариант формы, планировки, конструкций, расположения Элементов и т.п. При этом не нужно будет копировать весь Проект, все здание или файл проекта, а только требуемые Элементы. Ведь в реальности возникают Варианты отдельных событий, а не всей Жизни в целом, но только один из Вариантов принимается нами как основной. В Revit аналогично, лишь с той разницей, что другие Варианты будут существовать параллельно, к которым сможем вернуться, когда угодно или удалить при необходимости. При этом в пределах каждого из Вариантов, Элементы могут иметь собственные значения параметров Стадий возведения и сноса – существовать по-разному в пространстве и времени. Для одновременного отображения различных Вариантов можно создать соответствующие виды, постоянно закрепленные за ними.

Наши мудрые предки говорили «Повторение – мать учения», но мало кто знает продолжение этой пословицы «и утешенье дураков». А по сему, сколько бы Вы себя не тешили своими достижениями – всегда нужно стремится к максимальной оптимизации времени и особенно повторяемых действий.

Слайд28Слайд30

Рассмотрим пример планировочных решений и попытаемся выделить элементарные составляющие. На первый взгляд, кажется, что есть только 2 из 6 идентичные планировки этажей (верхняя/левая и нижняя/средняя) за исключением площадей, отмеченных различным цветом, Элементы которых можно объединить в Группу (Group). Соответственно при редактировании сгруппированных элементов будут происходить изменения в обеих планировках – получаем как минимум 2х кратную экономию времени. Внимательно присмотревшись, приходим к выводу – все планировки идентичны, если применить к ним операции вращения и отражения. В результате получаем одну Группу и как максимум 6х кратную экономию времени при внесении изменений. Но обычно внешний контур формирует фасад здания, может быть повторяемым на всех этажах и должен иметь фиксированное положение, а внутренний – может быть произвольным и занимать любое положение в его пределах.

В следствии применяем принцип разделения элементов одной Группы на составляющие ее подгруппы внешнего и внутреннего контура, а также площадей. Далее можем комбинировать группы между собой. Например, включить в состав внутреннего контура элементы площади, а внутренний контур в состав внешнего. Или создать Группу планировки этажа, в которую включить требуемые Группы по-отдельности или в уже комбинированном виде. Количество подобных комбинаций ограничивается только волей Вашей фантазии, но советую не превышать более трех вложений. Спросите, в каких случаях стоит создавать Группу? Обычно, если повторяемых случаев одинакового размещения элементов в проекте более одного и преимущественно исходить исключительно из производственной необходимости.

Слайд34Слайд35

В зависимости от содержимых элементов, Группы различаются на:

  • Группы детализации (Detail groups) — объединение двумерных (2D) элементов.
  • Группы моделей (Model groups) – объединение трехмерных (3D) элементов.
  • Прикрепленные группы детализации (Attached detail group) – Группы детализации, состоящие из элементов связанных с элементами Групп моделей (например, присоединенная группа осевых размеров к группе осей).

При этом, в случае работы над большими и особенно типовыми проектами, Группы можно сохранять в отдельные файлы и присоединять внешними Ссылками в другие Проекты для еще большей экономии Времени. Лично сразу создаю Проекты с использованием отдельных Ссылок с распределением по разделам проектирования.

Таким образом, можно создавать Группы, а также их комбинации:

  • по Этажам (несущие, внешние и внутренние конструкции…);
  • по Планировкам (офис, квартира, балкон, санузел…);
  • по Назначению (мебель, оборудование, отделка…).

Единственным недостатком Групп является отсутствие возможностей их специфицирования и определения, входящих в их состав Элементов. В 2012 версии появились долгожданные Сборки (Assembly), которые компенсируют эти недостатки группирования, а также позволяют получить отдельные Виды и Листы. Удобный инструмент для подготовки производственной документации и особенно для конструкторов, например, для получения рабочей документации по армированию отдельных Элементов несущего каркаса. К сожалению, Сборки пока не позволяют создавать вложенные комбинации, как в случае Группирования и в случае изменений автоматически создают новые Сборки, что не всегда удобно. Частично это решается использованием их совместно с Группами.

 Слайд38Слайд40

Но если по-настоящему желаете управлять процессом проектирования, необходимо следовать древнему как мир принципу – "Разделяй и Властвуй". Как не странно, он успешно применяется не только в политике и социологии, но и в информатике при разработке алгоритмов.

Наборы (Worksets) – совокупность пользовательских элементов, семейств, видов и настроек с возможностью назначения Владельца и Заемщика для процессов коллективной работы:

  • Владелец (Owner) – пользователь с правами на редактирование Элементов и Наборов.
  • Заемщик (Borrower) – пользователь с временными правами на редактирование Элементов и Наборов с последующим их освобождением.

В Revit предусмотрено создание Пользовательских наборов, в которые можно добавлять Элементы моделей с последующим закреплением прав использования, а также Наборов стандартов, Семейств и Видов. Процесс назначения прав происходит путем создания Наборов и последующего их самозахвата. К сожалению пока нет Менеджера наборов по управлению правами и доступом к ним. Следовательно, нет «начальника», как и нет «дурака», что требует своевременного планирования и постоянной координации действий между всеми участниками коллективной работы — «Выше кадров – только солнце!».

Видеоурок по теме основ Autodesk Revit.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s